Историческая роспись по стеклу часть 2
Рядом с традиционным монументальным витражом харьковские витражисты создают витражные объекты, которые с полным основанием могут считаться объектами современного художественного процесса. В частности, это произведения А. Полякова, Н. Радомского, С. Фомичева и И. Фомичева, студентов ХХГП. Современный витраж в Харькове развивается одновременно в художественном и дизайнерском средах. Он, с одной стороны, способен соблюдать классическую линию (монументальный витраж), а с другой — быть современным, отвечая актуальным эстетическим и художественным тенденциям (витражные арт-объекты). Витраж постепенно теряет монументальность, приобретая черты «мейнстрима».
Современными витражными произведениями являются, на наш взгляд, художественно-декоративные витражи, которые характеризуются меньшими, чем монументальные, размерами и являются не менее привлекательными по художественным качествам. Сегодня традиционную технику витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — используют во многих декоративных витражах прикладного назначения: для обрамления и украшения мебели, зеркал, ювелирных изделий и тому подобное. В результате усовершенствования способа соединения фактурных цветных стекол между собой витражная техника позволяет применять цветное художественное стекло для объемных предметов — ламп и светильников, небольших скульптур причудливых форм. При этом мастера-витражисты моделируют рельефную поверхность своих произведений, используя не только плоские стеклянные пластины, но и объемные элементы, прозрачные капли в виде полированных кабошонов, которые напоминают драгоценные камни; цветные и прозрачные элементы с правильно граненых или грубо сколенных кусков стекла, малую пластику из стекла для дополнительного декорирования фрагментов стеклянных композиций.

Хорошим примером декоративного интерьерного витража является работа Н. Радомского «Натюрморт с виноградом». Это один из серии выполненных в 2010 г. витражей для закрытого подземного интерьера без источников естественного света (помещение освещается только искусственным светом). «Натюрморт с виноградом» своеобразный за техникой своего исполнения. Из-за того, что в помещение никоим образом не проникал естественный солнечный свет, автор впервые в собственной творческой практике применил как стекло-основу зеркало. Такой технический прием позволил добиться нескольких декоративно-художественных эффектов. Во-первых, зеркало многократно усилило путем сложных отражений лучей теплого света декоративный характер обработки использованных автором стекол. Во-вторых, тени от объемных элементов и деталей витража, подзеркаливаясь, преломляясь, отражаясь многократно в зеркале, создали дополнительную тональную палитру, местами значительно усилив витражи световыми контрастами.
Еще одной важной особенностью этого объекта стала его насыщенность светом. Способность зеркала, размещенного в самом низком слое «Натюрморта с виноградом», почти полностью отражать свет, который попадает на его поверхность, позволила усилить яркий свет, что проникал сквозь цветные стекла. «Натюрморт с виноградом» выполнен как многослойный витраж, поэтому бесцветное искусственный свет, проходя сквозь слои цветного стекла различной толщины, приобретало спектральные характеристики природных цветов. Зеркало основы отражало, таким образом, уже окрашенное свет, похоже на естественное солнечное сияние. Теплая зеленовато-желтая гамма использованных в витражах стекол создает в помещении нежный колорит раннего лета. Несмотря на значительную толщину примененных автором стекол, произведение кажется ажурным. Специально изготовленные для декоративных драпировок стекла придают композиции живости и изысканности.

Витражный объект «Натюрморт с виноградом» динамический. Благодаря сочетанию объемов, высоким рельефам и отражению источника света в зеркале основы витража создается эффект трехмерности. Отражающийся в зеркале светильник как источник света меняет свое расположение во время движения зрителя комнатой. Это придает композиции натуральности и вносит иллюзию эффекта дополнительного пространства за слоем витража. За предметами натюрморта образуется мерцающий фон, который меняется, переливаясь, когда зритель движется вдоль комнаты.

Условно-декоративный характер таких своеобразных витражей требует особого внимания их авторов к технологии и поиска все новых разновидностей стекла и соединительных элементов для него. Знакомясь с витражами декоративного направления, чувствуем, что окружены особым миром искусства, в котором нет места тривиальной жизненной прозе. Рассуждая о декоративный направление в витражи, художница Д. Хоффман писала: «.. .мы хотим понять, что такое “современный” витраж, а вернее было бы задать себе вопрос — что такое витраж вообще. Потому что очень часто из-за незнания его специфики мы не используем всех его возможностей. Мы считаем: “Блестит. Блестит. Привлекает взгляд. И достаточно!”. И начинаем выдавать километры пустой, плохо организованной “декоративности”, забывая, что имеем дело с особым инструментом, мощным и серьезным». «У этого инструмента особый голос, свой язык и свои правила», — утверждает художница. Для нее витраж — «это прежде всего архитектура. Вступая в нее, художник берет на себя все обязательства, с ним связанные: игнорирование тектонические закономерности, знание условий функционирования, наконец, поиск соответствия психологии человека.

Все эти моменты чрезвычайно важны и интересны для работы. Они не зажимают художника, как нередко кажется, но заставляют его думать и искать. Витраж — это всегда свет. Я беру “кусок” света определенной формы, заданной архитектурой, и начинаю им манипулировать — “рубить” черной линией в определенном ритме, с определенной тенденцией, превращая его в образ, которым я хочу что-то сказать. Игра со светом — это работа с ритмом, что действует на подсознание гораздо сильнее, чем мы считаем. И поэтому любые действия художника влияют на психологию человека».
Понравилась статья? Жми Like! Шутка! Делись с друзьями. Нам будет очень приятно! Спасибо!