Композиционные особенности витража
Создание портретных изображений занимает значительное место в творчестве представителей почти всех направлений пластических искусств. Витражное искусство не является исключением — разнообразные портретные изображения, выполненные из прозрачного стекла, насчитывают сотни лет существования. Однако особый характер, своеобразие применяемых в витражном искусстве материалов, большинство из которых сохраняют прозрачность, несмотря на декоративную и художественную отделку и разнообразное художественное убранство, выделяют витражную технику, делая витражные произведения неповторимыми. Тон, цвет, линия, что является основными средствами создания живописного портрета, изначально используются художниками витража. Но, в отличие от других художественных техник в витражном произведении не менее значимыми являются прозрачность и цвет стекла, сила света меняется, линия и объемная форма стеклянного произведения. Изучение особенностей сочетания материалов для витражей и витражных техник позволяет воплощать в стекле современные художественные замыслы и концепции.

Стоит отметить, что среди современных исследователей искусства прослеживается тенденция рассматривать/ изучать художественную традицию в стилистической и пластической общности произведений, которые удалены во времени и пространстве. В этой связи витражное искусство привлекает внимание исследователей благодаря своеобразному сочетанию в нем исконных традиций и последних новочасной инноваций. Можем отметить, что на сегодня достаточно подробно изучены украинская живопись на стекле как своеобразное проявление национальной художественной традиции.
Влияние европейских художественных течений на создание образов в витражном искусстве подробно рассмотрены на примере западных регионов нашей страны. Тема изучение художественных традиций с целью использования их в современной практике витражного искусства и высшем художественном образовании рассматривается в произведениях представителей харьковской витражной школы Д. КУрсина, Г. Тищенко, А. Пронина, Н. Радомского. Исследователи витражей рассматривают изображения в этом виде искусства, анализируя технологические особенности исполнения произведений из стекла в контексте стилевых и авторских предпочтений как отдельных мастеров витража, так витражных школ и мастерских.

Цель раздела — сосредоточить внимание на особенностях техник выполнения портрета как одной из весомых составляющих композиции витражных ансамблей. Доказать необходимость тщательного отбора графических средств, материалов и техник для создания образа в витражных портретах, передачи настроения и эмоционального состояния, неповторимого мировосприятия самого автора произведения. С этой целью в разделе дается характеристика витражных композиций разных авторов и разных периодов, что позволяет систематизировать зависимость использованных художественных и композиционных приемов от необходимости передачи глубины эмоциональной составляющей создаваемого образа.
Масштаб изображений средневековых витражей, украшавших огромные окна церквей и соборов, требовал от художников-витражистов четкой графики, которая бы хорошо прочитывались в лучах света. Поэтому наибольшее внимание уделялось размещению крупных цветовых масс, разработке общих тональных и цветовых ритмов композиции в проеме окна. Портретные детали композиции подвергались обобщению, черты изображаемых лиц часто не выражают конкретного эмоционального состояния. Графика линий средневековых витражей была черной, без полутонов, только толщина линий, нанесенных кистью, кое-где колебалась. Непрозрачная темная краска, которую в то время художники витража использовали наряду с вареным цветным стеклом, также запеклась в стекловаренной печи.
Наследуя опыт средневековых мастеров, витражисты ХХ века. применяют композиционные приемы прошлого, создавая значительные по объему витражные произведения. Показательным примером является витраж Благовещенского собора в Харькове. Его создание относится ко второй половине 80-х гг. ХХ ст., авторы С. Егоров, В. Гахов. Витражный цикл состоит из шести фигуративных витражей нижнего яруса, пяти витражей в алтарной части храма и десяти витражей меньшего размера верхнего яруса, в которых присутствует несложный орнамент из цветного стекла. Масштаб витражей и масштабность их отдельных элементов подчиняется архитектурной и художественной композиции храма, которая формировалась на протяжении всего ХХ века.
В композициях витражей почти в одинаковой степени акцентировано на графическом проработке образов и орнаментальной структуре. В орнаментах бордюров использованы ленточные композиции из символических аналогов креста, содержащих полированное прозрачное нерельефное стекло зеленовато-голубых оттенков. Имеющиеся небольшие добавления темно-синего и ярко-красного стекла. Созданные таким образом бордюры витражных композиций косвенно продолжают насыщенный орнаментальной росписью пространство стен, сохраняя светопрозрачность, что визуально облегчает восприятие всей витражной композиции, придает ей ажурность. До традиционных классических витражных методов относится использование медальонов с изображениями ангелов и с симметричными геометрическими композициями, которые акцентируют на марочности световых ниш и согласуются с тектоникой росписей стен и структурой орнаментальных витражей верхнего яруса стен собора. Анализируя графические приемы обработки мелких деталей, стоит обратить внимание на тщательно выбранные графические приемы изображения, благодаря которым чувствуется монументальное величие витражей. Харьковские витражисты трактуют лицо и одежда изображаемых святых декоративными темными линиями, используют обобщение и графические акценты. Почти отсутствуют мягкие градации тона — тональное решение четкое, без полутонов. Позы изображаемых спокойные, статичные. Лицо несколько отстраненные — спокойствие и вера-это основные эмоциональные характеристики портретов рассматриваемого витражного цикла.

Новые признаки в стиле композиций и качестве витражных изображений, которые от времен средневековья появлялись в витражном искусстве, во все большем количестве зависели, с одной стороны, от общественного спроса, с другой — от технологии, которая развивалась. Портретные витражные произведения отражали этот процесс наилучшим образом. Центральное место в витражных композициях XVI–XVII вв. начали занимать персональные портреты меценатов церквей и членов их семей. Такие портретные изображения были менее каноническими и требовали большего внимания к внутреннему состоянию изображаемого лица. Заказчики витражей жаждали разнообразия приемов изображения с более тщательно изготовленными деталями. Графика рисунка в витражных портретах продолжала выполняться с помощью матовых красок, способы нанесения которых все больше совершенствовались. Так, темные пунктирные линии, из которых состоял основной контур, наносились с обеих сторон стекла. Светотень создавалась пересечением светлых и темных линий. Такое перекрестное штрихование выполнялось специальными орудиями, похожими на щетку или вилку с тонкими заостренными зубцами. Шипы оставляли на непрозрачном слое краски пестрый рисунок, который на расстоянии казался зрителю серым полутоном. Витражная краска таким образом контролировала свет, что падает и акцентировала детали портрета.
Обозначенный прием удаления части непрозрачного слоя витражной краски использовался мастерами разнообразно и виртуозно, не только подчеркивая детали лица, но создавая почти реальный объем и светотень изображение. Это позволяло передать не только портретное соответствие, но особенности характера и эмоциональное состояние изображаемого лица.
Дальнейшие технологические новации в искусстве живописи привнесли и в витражную дело новые графические и живописные техники. Появилась возможность наносить краски тонким слоем, создавать на стекле градации прозрачных полутонов, постепенно моделируя объемы и достигать портретного сходства даже в отдельных небольших деталей лица. Витражные краски получили свойства прозрачной акварели. Такое совершенствование профессиональных витражных техник было востребованным новыми художественными течениями. Заказчики портретных витражей требовали от авторов внимания к личностным признаков изображаемого лица, передачи перспективы и светотени, использование полутонов и плавных переходов цвета. Чрезвычайно интересным памятником, способным проиллюстрировать виртуозное исполнение прозрачных портретных изображений в харьковском искусстве, есть витражный иконостас Свято-Тихоновского храма (МП), который относится к самым ярким явлениям церковного искусства восточного обряда. Он был выполнен в 1905 г. известной мюнхенской фирмой Ф. К. Цеттлера на заказ харьковского книгоиздателя и владельца газеты «Южный край» А. Юзефовича для его домовой церкви Святителя Николая, которая находилась по ул. Сумской, 13.
Чрезвычайно интересным является решение образа Богородицы с Младенцем, который относится к иконографического типа Одигитрии, или же иконы «Скоропослушницы». Лики Богородицы и Младенца, их руки, лица херувимов проработаны техникой гризайль. Это предоставляет им возможность излучать на фоне стойких красок багрового краской и темно-синей туники Марии и изумрудного хитона Иисуса внутреннее сияние. Нижнюю часть композиции богородичного витража полнят головки херувимов с индивидуальными лицами, в разработке которых прослеживается крепкий реалистичный струя. Харьковский иконостас выполнен надглазурными легкоплавкими красителями, закрепленными спустя в печах под воздействием высокой температуры.
Развитие химической промышленности в i пол. XIX века. и мода на роспись эмалями нашли время свое воспроизведение в витражном искусстве. Применение эмалей позволяло не только имитировать фактуру тканей и кружева — своеобразные свойства эмалевых красок позволяли создавать на изображении декоративный объем. Полная иллюзия реальности изображения, более выразительного, чем действительное, позволяла мастерам витража удовлетворить самые взыскательные вкусы заказчиков. Техники живописи на стекле эмалевыми красками применялись в основном для создания стеклянных копий известных живописных полотен. Также уникальные возможности эмалевого живописи успешно применялись в реставрации витражных ансамблей прошлого. Такие витражи были своеобразными крупномасштабными ювелирными украшениями, которые изображали идею автора в слишком драгоценной и, обязательно, метафорической форме. Живописное решение таких портретов часто даже спорило по качеству с масляной живописью. Но от монументальных витражей средневековья они отличались — плавные градации тона и мерцающий колорит и мягкая цветовая гамма нивелировали силу эмоционального воздействия на зрителя. Красота персонажей, изображенных на витражах, подчеркивалась прихотливой декоративностью примененного стекла и виртуозностью графики. Если средневековые витражи несли «Божье сияние», то витражи позднейших времен все более адекватно изображали земную человека, с ее талантами, недостатками, силой и слабостью.
Витражное искусство на современном этапе основывается на воспроизведении той или иной степени оправданных временем художественных традиций и поиска новых творческих возможностей. Произведения в жанре портрета витражистов разных времен свидетельствуют о богатстве и своеобразии свойств стекла как материала и, одновременно, становятся доброй энциклопедией художественных и декоративных приемов, позволяющих отразить не только внешность, но и внутренний мир, характер, предпочтения изображенного на портрете лица. Пристальное внимание к опыту мастеров прошлых лет является той базой, на которой растет новое современное искусство. Определение закономерностей развития и художестенно-декоративных возможностей витражного искусства относительно изображение человека с его неповторимым личностным внутренним миром составляет основу для дальнейшего развития этого вида искусства, помогает авторам создавать концептуальные художественные проекты, решать непростые задачи, поставленные временем.
Понравилась статья? Жми Like! Шутка! Делись с друзьями. Нам будет очень приятно! Спасибо!